ГБОУ "СШ № 8 г.о. Мариуполь "
пгт. Сартана
  • Работа с иностранными гражданами

    Прием на обучение  ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в общеобразовательные организации, расположенные на территории Российской Федерации

    1.      Нормативно-правовые документы (вступают в силу с 1 апреля 2025 года):

    - Федеральный закон от 28.12.2024 № 544-ФЗ "О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

    - приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 № 171 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458»;

    - приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 № 170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства».

    2.      Основания для отказа в приеме в школу:

    Ребенок не может быть зачислен в школу:

    1. если в ней нет свободных мест;

    2. если не представлен документ, подтверждающий законность нахождения на территории России;

    3. если не прошел тестирование на знание русского языка.

    .      Прием документов:

    Родители  (законные представители) ребенка,являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение подают одним из следующих способов:

     - в электронной форме посредством ЕПГУ

     - с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг и (или)функционала (сервисов) региональных государственных информационных систем субъектов Российской Федерации (при наличии технической возможности);

     - через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении.

      Дополнительно в заявлении о приеме на обучение родитель (родители) дает (дают) согласие для прохождения тестирования.

    4.      Перечень предъявляемых документов:

    Родители (законные представители) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, предъявляет (предъявляют):

    - копии документов, подтверждающих родство заявителя (заявителей) (или законность представления прав ребенка);

    - копии документов, подтверждающих законность нахождения ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, и его законного (законных) представителя (представителей)или поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на территории Российской Федерации (действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и(или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации);

    - копии документов, подтверждающих прохождение государственной дактилоскопической регистрации ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, или поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства;

    - копии документов, подтверждающих изучение русского языка ребенком, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, или поступающим, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в образовательных организациях иностранного (иностранных)государства (государств) (со 2 по 11 класс) (при наличии);

    - копии документов, удостоверяющих личность ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, или поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства (для иностранных граждан: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; для лиц без гражданства: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, вид на жительство и иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства);

    - копии документов, подтверждающих присвоение родителю (родителям) (законному (законным)представителю (представителям) идентификационного номера налогоплательщика; страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) (при наличии), а также СНИЛС ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, или поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства (при наличии);

    - медицинское заключение об отсутствии у ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, или поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федераций федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

    - копии документов, подтверждающих осуществление родителем (законным представителем)трудовой деятельности (при наличии).

     Исключение:

     При подаче заявления на обучение в школу предоставляют только :

     - копию свидетельства о рождении ребенка;

     - копию паспорта;

     - справку о регистрации по месту жительства следующие категории иностранных граждан:

    1. являющиеся гражданами Республики Беларусь; 

    2. являющиеся должностными лицами международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, въехавшими в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей, и сотрудниками представительств международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на территории Российской Федерации или сотрудниками представительств и должностными лицами иных организаций, которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлен статус, аналогичный статусу международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, а также членами семей указанных лиц;

    3. являющиеся главами дипломатических представительств и главами консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, а также членами административно-технического персонала дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации; 

    4. являющиеся владельцами дипломатических, служебных паспортов (в том числе специальных, официальных и иных паспортов, признаваемых Российской Федерацией в этом качестве) и въехавшими в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей должностных лиц иностранных государств; 

    5. являющиеся сотрудниками и членами административно-технического персонала аппаратов военного атташата, торговых представительств и иных представительств органов государственной власти иностранных государств.

    Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

    Если заявление о приеме на обучение подано в электронном виде, запрещается требовать копии документов за исключением копий или оригиналов документов, подтверждение которых в электронном виде невозможно.

    5.      Проверка документов и направление на тестирование:

    Образовательная организация не более 5 рабочих дней проводит проверку комплектности предоставленных документов:

    - если предоставлен неполный комплект документов, общеобразовательная организация не рассматривает заявление!

    - если представлен полный комплект документов, общеобразовательная организация в течение 25 рабочих дней проверяет их достоверность.

    После проверки достоверности документов ребенок направляется в тестирующую организацию:

    Центр тестирования (пункт проведения тестирования – ППТ) на территории городского округа Мариуполь – ГБОУ СШ № 65 (г.Мариуполь, ул. Казанцева, д. 25а).

    Информация о направлении на тестировании направляется родителям (законным представителям) ребенка по адресу, указанному в заявлении о приеме на обучение, и в личный кабинет ЕПГУ.

    6.      Тестирование на знание русского языка:

    Тестирование проводится на основании направления, выданного образовательной организацией.

    Родители не позднее чем через 7 рабочих дней после дня получения направления лично обращаются в тестирующую организацию для записи на тестирование.

    Центр тестирования (пункт проведения тестирования – ППТ) на территории городского округа Мариуполь – ГБОУ СШ № 65 (г.Мариуполь, ул. Казанцева, д. 25а).

    Информация о датах проведения тестирования, демоверсии диагностических материалов, критерии оценивания размещаются на официальных сайтах тестирующих организаций.

    Тестирование проводится по годам обучения.

    Уровни знания русского языка: достаточный и недостаточный.

    Тестирование проводится в устной и письменной форме (за исключением тестирования поступающих в 1 класс).

    Продолжительность проведения тестирования составляет не более 80 минут.

    Во время проведения тестирования обязательна видео и аудио запись.

    Для проведения тестирования создается комиссия.

    Для разрешения спорных вопросов создается апелляционная комиссия.

    Перед проведением тестирования проводится инструктаж ребенка.

    При проведении тестирования ребенку запрещается пользоваться любыми подсказками, средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, электронно вычислительной техникой, справочными материалами, шпаргалками. В случае нарушения запрета ТЕСТИРОВАНИЕ СЧИТАЕТСЯ НЕПРОЙДЕННЫМ.

    Методическое обеспечение, разработка диагностических материалов, критериев оценивания, определение минимального количества баллов осуществляется Рособрнадзором.

    Все материалы тестирования хранятся в тестирующей организации.

    7.      Результаты тестирования

    Тестирующая организация в течение 3 рабочих дней со дня прохождения тестирования передает сведения о тестировании в ту школу, в которую было подано заявление о приеме на обучение.

    Школа информирует родителей о результатах тестирования.

    Исполнительные органы в сфере образования предоставляют МВД доступ к сведениям о тестировании и зачислении в школу в государственных информационных системах субъектах РФ и (или) посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Если тестирование пройден успешно:

    Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка в течение 5 рабочих дней после официального поступления информации об успешном прохождении тестирования

    Если тестирование не пройдено:

    Предлагается пройти дополнительное обучение русскому языку.

    Повторно пройти тестирование можно не ранее, чем через 3 месяца.

    При повторном прохождении тестирования не допускается повторное предоставление ранее использованного варианта.

    Адаптация несовершеннолетних иностранных граждан

    Цели деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

        Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах: 

    1. принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности; 

    2. принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде); 

    3. принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры); 

    4. принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами); 

    5. принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан); 

    6. принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);

    7. принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации; 

    8. принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде; 

    9. принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур); 

    10. принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата). 

    Направления деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    1. работа с педагогическим коллективом; 

    2. индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан; 

    3. работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.

    Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    1. создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах; 

    2. осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы; 

    3. расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций; 

    4. издание локальных нормативных актов: 

    • приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;

    • приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;

    • приказ о дневнике сопровождения обучающихся и др

    Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан:

    1. организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного; 

    2. ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы; 

    3. разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и  макросреде; 

    4. организация мероприятий для родителей (законных представителей); 

    5. проведение систематических мероприятий для обучающихся,  направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.

       Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан

    Работа психолого-педагогического консилиума: 

    1. оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан; 
    2. организация психолого-педагогического консилиума (далее - консилиум); 
    3. Консилиум, одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93); 
    4. включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе; 
    5. анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося; 
    6. разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося; 
    7. осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка; 
    8. организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план; 
    9. ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.

         Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план

    1. обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан.
    2. построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП); 
    3. включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.; 
    4. организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества. 

       Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан

    1. повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.; 
    2. профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан; 
    3. повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации. 

       Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Задачи педагогов:

    1. Оценка особых образовательных потребностей;
    2. Реализация мер по индивидуальной поддержке;
    3. Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
    4. Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
    5. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия. 
    6. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков. 
    7. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации. 
    8. Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений. 
    9. Работа с родителями. 
    10. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике